Уходящая натура: как новые технологии изменят нашу жизнь. Влияние современных технологий на нашу жизнь Обесценивание частной жизни

Фотография: Columbia Pictures

Самостоятельно передвигающиеся машины должны решить сразу несколько проблем: снизить аварийность, вернуть человечеству время, уходящее на вождение, и позволить автомобилистам пить по пятницам. Разработкой таких машин в данный момент занимаются в Google - уже даже было проведено испытание в условиях реального уличного трафика. На пути прогресса стоят как технологические препятствия (на автостраде тестовые автомобили Google чувствуют себя отлично, но городские улочки даются им сложнее), так и закон: власти пока что не горят желанием пускать такие автомобили на дороги общего пользования.

Сергей Мальцев

генеральный директор RoboCV
«Сейчас есть два направления развития, способные в перспективе привести к беспилотным автомобилям на наших дорогах. Первое - помощник водителя, автоматизирующий часть операций вроде движения в пробке и парковки. Со временем эта технология может эволюционно дойти до полного управления машиной. Второе направление - технологии для движения на закрытых территориях вроде индустриальных объектов. Там люди проинструктированы, процессы четко настроены и движение гораздо легче организовать. Эти технологии тоже могут позже выйти из закрытых пространств на дороги общего пользования. Мы сейчас занимаемся вторым направлением, потому что для него уже сейчас есть рынок и можно продавать продукт».

Интернет будет работать даже в диких джунглях

Фотография: plus.google.com/+ProjectLoon

Фотография: Microsoft

Технологии Kinect и Leap Motion уже умеют распознавать жесты с помощью камер. А еще не выпущенный браслет MYO предлагает считывать электрическую активность мышц рук. Смартфоны тем временем обзаводятся специальными процессорами, следящими за их собственным расположением в пространстве (Moto X, iPhone 5S). Техника, когда-то заменившая людям реальный мир виртуальным, ­теперь сама вовсю изучает физические свойства тел вокруг себя.

Константин Жуков

IT-директор компании Oriense
«Я считаю, что управление жестами не станет повсеместным и по-прежнему будет применяться в основном для игр. Но технологии, стоящие за управлением жестами, перспективны и могут найти немало применений в других областях. Появление Kinect стало настоящей революцией в компьютерном зрении. Kinect стал активно применяться в робототехнике, дополненной реальности, а также для помощи людям с ограниченными возможностями. Например, мы используем подобный ему сенсор в устройстве для помощи слепым, а коллеги из компании IS2you - в интеллектуальной тележке, сопровождающей человека в инвалидном кресле».

Сексом будут заниматься на расстоянии

Фотография: realtouchinteractive.com

Устройства, позволяющие доставлять удовольствие дистанционно, продаются уже сейчас: Realtouch и Fundawear передают прикосновения рук. И это только начало - вполне вероятно, что в будущем эти же технологии позволят передавать тактильные ощущения (а потом и, например, запахи) по всему телу. А по-настоящему интересно будет, если к этому делу подключат виртуальную реальность: благодаря идущей сейчас разработке шлема Oculus Rift она перестает быть «той никому не нужной штукой из 90-х».

Ольга Милорадова

психотерапевт
«Уже в современном обществе подросткам, да и многим взрослым, все сложнее устанавливать контакты в реальном мире, и все чаще знакомства и романтические отношения завязываются в соцсетях, на сайтах знакомств - в общем, в интернете. Если речь идет о здоровых людях, то чаще всего эти знакомства все же переносятся в реальную жизнь. Потому как человеку все же нужен реальный тактильный контакт, запахи, вкусы другого человека и, несомненно, секс. Представьте, что только зарождающиеся гаджеты, имитирующие секс, достигнут куда больших высот. В сочетании с нарастающей аутизацией детей и тем фактом, что людям все сложнее непринужденно касаться друг друга или устанавливать контакт глазами, - все это ведет к тому, что живые отношения постигнет та же участь, которая вскоре ожидает бумажные книги. Люди склонны к избеганию сложностей, так куда уж проще: идеальный секс не выходя из дома. Уже сейчас у многих куда более бурные отношения случаются в онлайн-переписке, осталось только решить проблему зачатия. Впрочем, проблема ли это? Робот-курьер с доставкой спермы на дом?»

Обед будут печатать на 3D-принтере

Фотография: www.youtube.com/watch?v=BIFi8but3Vw

С нашумевшей питательной смесью Soylent, якобы заменяющей всю необходимую человеку пищу, все неясно: серьезных исследований, подтверждающих или опровергающих ее эффективность, пока что не появилось. Однако этим эксперименты с едой не ограничиваются: например, пищу пытаются изготавливать с помощью 3D-принтеров - принтеры Choc Edge, печатающие шоколад, уже можно купить в интернете. Если представить, что универсальная питательная смесь все-таки существует, то она как раз может в такие принтеры и заправляться - в сочетании с нужными ароматизаторами и красителями в итоге может получиться хоть клубника со вкусом лосося. А недавно был съеден первый гамбургер из искусственного, выращенного из стволовых клеток, мяса (правда стоит пока такой дороже квартиры в Москве).

Николай Кукушкин

биолог
«Я уверен, что Soylent или другие «заменители еды» станут гораздо более массовыми и популярными - но только в качестве альтернативы бутербродам и шоколадным батончикам. До возможности полной замены рациона без ущерба здоровью нам пока очень далеко. «Правильная еда» - это слишком сложное понятие. Может показаться, что мы знаем о ней практически все, но такое впечатление обманчиво - человечество уже попадалось на эту удочку, и не раз. Ученое сообщество возлагает большие надежды на искусственное мясо - прежде всего, в качестве альтернативы современному индустриализированному животноводству, создающему огромное количество реальных и потенциальных проблем для окружающей среды. Вполне возможно, что в ближайшие десять лет эта технология разовьется очень сильно, - но для того чтобы внести вклад в продовольственный рынок, мало достойных вкусовых качеств и низких цен. Необходимо серьезное изменение в менталитете потребителя, а на это может уйти не одно десятилетие».

Заряжать гаджеты от розетки больше не придется

Фотография: Nokia

Формально беспроводная зарядка существует и сейчас: кладешь телефон на заряжающую поверхность. Но в поездки надо брать всю эту поверхность с собой. Но есть и другие решения - например, уже придумана женская сумочка, в которой телефон всегда автоматически заряжается с помощью недавно изобретенного тканевого аккумулятора, питающегося от солнечной энергии. Со временем ­радиус действия беспроводной зарядки увеличится, их начнут ставить в кафе и общественных пространствах, да и само время жизни аккумуляторов станет дольше - и о проблеме вечно садящейся батарейки можно будет забыть.

Дмитрий Лопатин

сооснователь Wira Energy
«Удобство беспроводной зарядки не только в отказе от проводов. Важно также, что ее легко сделать антивандальной и установить в местах общественного пользования (розетки залепляют жвачками, а размещать их на открытом воздухе не всегда безопасно). Однако у беспроводной зарядки лидирующего стандарта Qi радиус действия составляет 2 см - телефон должен лежать на коврике, в то время как при зарядке с помощью провода мы можем телефон использовать. Поэтому, хотя в ближайшие 2–3 года распространяться будет Qi, в дальнейшем на рынок могут выйти более дальнобойные системы. Наша компания сосредоточилась на двух направлениях: в одном дальность составляет до 2 метров, а передача идет маломощным направленным лучом на частотах вайфая, в другом дальность до 30 см и используются частоты NFC. Помимо гаджетов есть еще две области, где эта технология актуальна: электромобили и медицина. Имплантаты все шире распространяются, и для их питания также необходима безопасная беспроводная подзарядка».

Можно будет сходить на концерт Nirvana или группы «Кино»

Фотография: Fotobank/Getty Images

В 2005-м Gorillaz нашумели своим голографическим выступлением на MTV ­Europe Music Awards, в 2010-м на сцене в виде голограммы появилась японская виртуальная певица Хацунэ Мику (другое концертное воплощение для нее, в общем-то, и невозможно). Но настоящим фурором стало выступление на фестивале Coachella в 2012-м рэпера Тупака, убитого в 1996-м. Технология уже есть, осталось только разобраться с правами и можно собирать «Вудсток» 1969 года.

Фотография: www.flickr.com/photos/10136243@N02

Уже сегодня компания Advanced Arm Dynamics устанавливает пациентам вместо обычных протезов функциональные бионические руки, которыми можно, например, печатать на клавиатуре. Есть похожие разработки и в области глаз: теоретически даже после полной потери зрения можно будет видеть цифровую картинку. Бионическим рукам и ногам пока не хватает двусторонней связи - чтобы не только получать команды от мозга, но и отправлять ему тактильные, болевые, температурные и мышечные отклики. Однако и этот барьер уже почти преодолен учеными Университета Чикаго. Если искусственные тела станут совершенней органических, это заставит здоровых людей задуматься об апгрейде.

Николай Кукушкин

биолог
«Отправлять команды мышцам, в принципе, довольно просто: речь идет о небольшом количестве мышц и нескольких битах информации в секунду. Гораздо сложнее с обратной связью, без которой крайне трудно управлять бионической конечностью. Понять, как именно в мозгу распределяются чувствительные сигналы и как мы можем их вызвать искусственно, гораздо сложнее. Но нейробиология сегодня развивается взрывообразно, как с фундаментальной, так и с практической точки зрения. Вполне возможно, что за десять лет нам удастся расшифровать если не все, то основные связи между нейронами, - на что-то подобное в этом году Европейское сообщество выделило аж два мил­лиарда евро. Если нам удастся это сделать, то принципиальные преграды для превращения людей в киборгов будут сняты».

Еще пару десятилетий назад мы обходились без интернета и гаджетов. А чуть более ста лет назад люди передвигались на конных повозках и об авто и не мечтали. А вдруг то, что кажется незыблемым сейчас совсем скоро найдет более совершенную замену? Что нас ждет уже в ближайшие годы? Кое-что об этом журналист «Информ Полиса» узнал на презентации ребрендинга ИТ-компании «Ростелеком».

Новый облик

Да-да, это не опечатка и не ошибка. «Ростелеком» - именно ИТ-компания, а не только оператор услуг связи. Теперь у нее новые приоритеты, продукты и много новых классных сервисов, которые нашли отражение в стильном и ярком бренде. Его презентация в 3D формате прошла недавно в Москве.

На сцене театра «Мастерская П. Н. Фоменко» в окружении всплывающих схем, картинок и графиков выступили топ-менеджеры компании. Как рассказал президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский, новый брендинг - логичное продолжение стратегии «Ростелекома», которая поможет компании стать лидирующим оператором цифровых услуг в России. «Нам мало просто слышать - мы показываем лучший мировой контент и производим собственный, открываем возможности для образования, даем чувство защищённости, дарим свободное от бюрократических потерь время, помогаем клиентам любого масштаба развивать бизнес, а целым индустриям - совершенствовать отраслевые технологии», - подчеркнул Осеевский.








Итак, новый логотип компании. Отныне это не «ухо», которое было символом бренда с 2011 года, а двухцветная лента, сложенная в виде буквы «Р». Новый визуальный стиль разработали в партнерстве с агентствами Bootleg (группа BBDO) и Saffron Brand Consultants.

Задача нового бренда - отразить изменение подхода компании к продуктам и клиентам, - подчеркнула директор по маркетингу «Ростелекома» Елена Доброхотова. - Мы фокусируемся не на технологиях, а на потребностях людей. Поэтому главными героями нового бренда стали люди и их эмоции. Разнообразие графических решений и цветов помогает нам отразить широту возможностей, которые компания создает для человека, бизнеса и страны.

Мы хотим подчеркнуть, что «Ростелеком» становится современной цифровой компанией, способной найти общий язык с каждым клиентом - от геймеров до государственных структур.

Разработка логотипа и фирменного шрифта обошлась в 35 млн рублей.

Новые услуги

Мы предвосхищаем желания клиентов и учитываем их потребности во всех сферах деятельности. Технологичные решения «Ростелекома» помогут сделать бизнес эффективнее, а жизнь - комфортнее и безопаснее, - рассказал первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко. - Наша новая линейка тарифов и сервисов позволяет собрать пакет услуг как пазл - под нужды конкретной семьи или компании.

В новой тарифной линейке услуг связи и ТВ для удобства выбора новые пакеты услуг и тарифы названы исходя из потребностей семьи - «Для интернета», «Для спокойствия», «Для впечатлений», «Для всего», «Игровой».

И самое интересное - новинки компании. Обо всем расскажем по порядку.

Мультимедийная платформа Wink - эволюционный этап развития «Интерактивного ТВ». Она включает мобильное приложение, интернет-портал и приложение для Smart TV. На платформе более 200 телеканалов, более 12 тысяч фильмов и эпизодов сериалов. По сути, это ваш личный онлайн-кинотеатр. А еще в наличии максимальный набор дополнительных сервисов - от паузы и перемотки до «Родительского контроля». Услуга доступна по цене. Благодаря ей вы забудете о скачивании фильмов в плохом качестве с непонятных сайтов, о навязчивой рекламе во время просмотра. Пользоваться можно с любого гаджета: телевизора, смартфона, компьютера.

Ростелеком Лицей . Еще одно новое направление - онлайн-образование. Лицей от «Ростелекома» прежде всего будет полезен школьникам, хотя и не только им. Задача платформы - сделать дополнительное образование качественным, безопасным и доступным. Для этого уже отобран лучший контент, что есть на рынке. Английский, математика, литература, да что угодно. Многие курсы со скидками, первое пробное занятие бесплатное. В любом случае, помочь определиться с системой обучения поможет персональный куратор. Он подберет программу развития ребенка и ответит на вопросы родителей. В личном кабинете сервиса можно отслеживать расписание занятий и успеваемость ученика.

Умный дом . Эта услуга уже известна клиентам «Ростелекома», однако прочно войти в нашу жизнь ей только предстоит. Суть ее в том, что поддерживать безопасность и комфорт в вашем доме будет система датчиков и контроллера. Контроллер может поддерживать работу до 300 приборов и уведомляет о появлении дыма, протечке воды, посторонних движениях, открытии дверей и окон. Он отправляет сообщение в приложение на мобильный телефон, а также е-mail и SMS. Есть базовый пакет «Умного дома», а есть расширенный, так что услуга доступна всем.


«Быть в плюсе» - обновленная платформа для предпринимателей, которая позволяет быстро получить необходимые каждому бизнесу высокоскоростной интернет и мобильную связь. А также «приплюсовать» дополнительные услуги, такие как виртуальная АТС, SMS-реклама, Wi-Fi, видеонаблюдение или ТВ для бизнеса, со скидкой до 50%.

Транспорт будущего

А теперь футуризм в чистом виде. Представьте, вам надо добраться на общественном транспорте из дома на работу. Вы привычным маршрутом идете к остановке, и к вам подъезжает блестящий черный микроавтобус. В нем красивый салон с сидениями под кожу, большие окна, в том числе на потолке. В нем есть экран с картой и кнопками для связи с диспетчером. Есть USB-разъемы для зарядки вашего телефона. Вы удивленно рассматриваете все это и замечаете: «а…где же водитель?». А нет его. Как и руля, и педалей. Машина будущего все-таки.

«Шатл.2.0» - имя первого российского беспилотника. Его-то и продемонстрировали журналистам на территории инновационного центра «Сколково». Здесь запустили опытную зону беспилотного транспортного средства с использованием перспективной сети связи стандарта 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц. Разработчики машины будущего: ФГУП «НАМИ», «КамАЗ» и «Ростелеком».





Во время движения электробуса все телеметрические данные, данные параметров движения, видео фиксации высокого качества передаются по сетям пятого поколения в режиме реального времени в командный пункт мониторинга. Электробус рассчитан на 12 мест, 6 из которых — для сиденья. Максимальная скорость - 110 км\ч.

Принципиально иная скорость передачи данных, возможность одновременного подключения более миллиона устройств и единицы миллисекунд для отклика делают 5G идеальной «средой» для беспилотного транспорта, - отметил Михаил Осеевский. - Эти характеристики развернутой нами сети позволяют достичь основной цели всех разработчиков «беспилотников» - безопасность при движении автономного транспорта по городским улицам.

Пока выглядит авто как некое чудо далекое от реальной жизни. Хотя по территории Сколково электробус уже перевозит жителей инногорода. Для того, чтобы беспилотный общественный транспорт появился в большом городе еще нужно время. На дальнейшее развитие сети 5G, подготовки законодательной, да и технической базы. По прогнозам разработчиков, через 7-10 лет такие шатлы заменят сегодняшние автобусы в городах-миллионниках. Не верится? К слову, в Японии беспилотное такси запустили уже в этом году. На первое появление беспилотников на дорогах России как частного транспорта дают еще примерно 15 лет. Таковы прогнозы экспертов, а что по этому поводу думаете вы?

Какой станет эта жизнь, когда технологии полностью вытеснят человека из целых сфер и отраслей, оставив ему роль пассивного наблюдателя и получателя услуг? Председатель совета директоров Mail.Ru Group и основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин вместе с журналом РБК выбрал семь индустрий, которые уже существуют и обещают стать огромными

Беспилотные автомобили

«Мы снова превратим парковки в парки» — цитата сооснователя мобильного приложения по вызову такси Lyft Джона Циммера лучше всего иллюстрирует перспективы развития индустрии беспилотных автомобилей. Технология, еще несколько лет назад ходившая в ряду футуристических проектов, бурно развивается силами технологических корпораций и автопроизводителей и грозит изменить уклад всей экономики будущего. В том, что автопром стоит на пороге «беспилотной» революции, уверены аналитики ведущих консалтинговых компаний мира. По прогнозу McKinsey, к 2030 году 15% всех новых продаваемых автомобилей будет управляться без помощи водителя. Эксперты Goldman Sachs в том же горизонте ожидают показателя в 60% продаж. Еще в менее отдаленной перспективе — 2020-м — на дорогах всего мира оттачивать беспилотную технологию будет 10 млн машин, подсчитали эксперты BI Intelligence.

Tesla начала оснащать все новые автомобили функцией автопилота, беспилотные электромобили Renault вывел на улицы Бостона стартап ruTonomy, «гугломобили» наездили по трассам пяти штатов более 3 млн км, GM за $600 млн купил стартап по разработке беспилотных машин Cruise, Uber и Volvo запустили в Питтсбурге тестовый проект беспилотных такси стоимостью $300 млн, а фирма Otto (в июне куплена Uber за $680 млн) организовала первую в истории перевозку коммерческого груза (50 тыс. банок пива) — все это новости только последних месяцев. По прогнозу Morgan Stanley, массовое внедрение технологии случится в 2026-м, когда беспилотные автоперевозки окончательно перейдут из разряда утопии в экономическую реальность, а переломный момент наступит на рубеже 2020-х.

В ближайшие годы игрокам рынка предстоит согласовать правила «существования» беспилотных машин с регуляторами. Согласно Женевской конвенции, за рулем транспортного средства обязан присутствовать человек, а эксперименты во всех странах пока проводятся по согласованию с властями. Также им необходимо довести до ума технологию полностью «бесчеловечного» управления, когда вмешательство водителя не будет требоваться ни на одной из стадий движения.

Согласно классификации Национального управления по вопросам безопасности на транспорте США (NHTSA), «цифровизацию» процесса вождения можно поделить на пять уровней. Первые три уровня объединены под аббревиатурой ADAS — advanced driver assistance systems, «развитые технологии поддержки водителя». Первый — «помощь», когда машина помогает водителю исполнять одно конкретное действие (например, удержание скорости круиз-контролем), но управление осуществляет человек. Второй уровень — «выстраивание доверия», когда машина сама двигается по определенному маршруту, но в случае отклонения от заданных параметров возвращает «бразды правления» человеку. Так устроен, к примеру, автопилот Tesla. Третий уровень называется «перехват контроля» и предполагает умение машины совершать маневры (например, перестраиваться в другой ряд при возникновении препятствий на пути). Таким навыком может похвастать прототип Audi A7, уже бороздящий трассы Калифорнии.

Человек на третьем уровне берет на себя управление, когда погодные условия нарушают работу сенсоров или на дороге отсутствует разметка. Четвертый уровень — «внутри колледжа» — предполагает полностью автономное движение транспортного средства, но лишь на ограниченной, известной автопилоту территории, например на территории университетского кампуса. Наконец, пятый уровень — «зрелость» — это беспилотный автомобиль, способный управляться сам в любых местах и при любых внешних условиях. Ни водителя, ни педалей газа и тормоза — только полностью автономная машина, время в которой человек может потратить как угодно. До этого уровня мечтает подтянуть свой продукт корпорация Google, один из первопроходцев индустрии. А стартапы Delphi и Mobileye обещают коммерческие экземпляры машин уровней четыре и пять в 2019-2020 годах.

Когда технология будет масштабирована, беспилотные автомобили сократят статистику ДТП с летальным исходом, которые в 90% случаев происходят по вине водителя. По данным ВОЗ, в мире в среднем происходит не менее 3,5 тыс. таких аварий в день. Накопленная статистика Tesla свидетельствует, что автопилот как минимум вдвое снижает риск «человеческого фактора». Первое «беспилотное» ДТП, в котором погиб водитель, случилось в июне 2016 года, после того как машины от Илона Маска наездили более 200 млн км в автоматическом режиме. В обычном автомобиле вероятность гибели на дорогах США — 1 на 97 млн км. Также беспилотные машины не менее чем на 20% уменьшат вредные выбросы в атмосферу, свидетельствовали результаты европейского эксперимента SARTRE. По данным Morgan Stanley, на автомобили приходится 45% мирового потребления топлива — примерно 1,9 трлн л бензина в год.

Дроны-доставщики

Июнь 2016 года стал вехой в истории американской индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, как их часто называют в обиходе, дронов. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) дало согласие на использование устройств в коммерческих целях. При этом регулятор оговорил целый набор ограничений: оператор дрона обязан не терять его из виду, дрон не может подниматься на высоту более 121 м и весить более 25 кг, бизнес должен проходить перерегистрацию в FAA каждые два года.

Эти барьеры призваны минимизировать риск столкновения беспилотников с самолетами и другими предметами в воздухе, но они же тормозят самые амбициозные проекты по использованию квадрокоптеров, например для доставки товаров крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon.com. Тем не менее даже половинчатое решение FAA отрасль встретила ликованием: например, крупнейший в мире производитель дронов, китайская DJI (оценка инвесторами — $12 млрд, выручка в 2015 году — $1 млрд), назвала одобрение американского регулятора «голосом доверия».

Министр транспорта США Энтони Фокс в интервью журналу Wired пообещал еще сильнее либерализовать бурно растущую индустрию до своей отставки в январе 2017-го. Возможно, для дронов высвободят определенные траектории и ограничат их использование в зонах полетов авиации. Строгое регулирование необходимо в любой стране с развитым внутренним авиасообщением: только в США таких рейсов совершается по 30 тыс. в сутки, объяснял Фокс. Вдохновение для будущих реформ он черпает в истории успеха стартапа Zipline, который привлек около $50 млн от инвесторов. Zipline — первый пример производителя и оператора дронов, который согласовал систему полетов аппаратов на национальном уровне.

С октября 2016-го американские беспилотники доставляют лекарства и биоматериалы между 21 медицинским учреждением Руанды.

По прогнозу аналитической компании Markets & Markets, темпы роста отрасли год к году не опустятся ниже 32% как минимум до 2020-го, когда объем рынка достигнет $5,6 млрд. Эксперты BI Intelligence еще более оптимистичны и дают прогноз объема рынка $12 млрд к 2021 году. Инвесторы подкрепляют эти ожидания солидными вложениями: согласно подсчетам экспертов CB Insights, в 2015 -2016 годах объем инвестиций в производителей дронов превысил $830 млн, что почти в 4,5 раза больше совокупного показателя предыдущих трех лет.
Гегемонии DJI угрожают все новые конкуренты, зачастую изначально не ориентированные на разработку беспилотников. Например, в направлении дронов органически развивается бизнес производителя «экстремальных» камер GoPro (выручка в 2015-м — $1,4 млрд). В июле 2016-го в тестовый полет отправился беспилотник Facebook — Aquila. Этот дрон с размахом крыльев, сравнимым с Boeing 737, — инструмент реализации визионерской затеи Марка Цукерберга по распространению интернета в самых труднодоступных районах земного шара (над схожей технологией сегодня работает и Google, реализация намечена на 2017-й). Не оставляют надежд на внедрение дронов в логистические цепочки такие гиганты, как UPS и DHL. Немецкая корпорация в 2016 году, к примеру, успешно провела эксперимент по доставке посылок в высокогорья Альп. Также масштабирование отрасли важно производителям чипов — NVIDIA, Intel, Qualcomm и Ambarella. Для них дроны — новый драйвер роста на фоне стагнирующих продаж мобильных устройств и затухающих — персональных компьютеров.

Большие перспективы у беспилотников в сельском хозяйстве. По прогнозу аналитической компании Juniper Research, уже в 2016-м 48% всех коммерческих продаж дронов в сегменте B2B (их объем оценивается в $481 млн) придется на аграриев. Дрон для высокотехнологичного мониторинга сельхозугодий ценой менее $1 тыс., к примеру, выпускает главный американский конкурент DJI — 3D Robotics. Бизнес-потенциал дронов востребован и в ретейле, строительстве, производстве видеоконтента — трудно найти отрасль, которой бы не пригодились функции БПЛА.

Всю емкость глобального рынка «решений, использующих дронов в коммерческих целях», аналитики PwC по итогам 2015 года оценили в $2 млрд. Но уже к 2020-му, по их расчетам, сумма взлетит до $127 млрд. Консалтинговая компания сравнила экономический эффект для бизнеса от использования беспилотников с распространением персональных компьютеров в 1980-х годах, также перевернувшим множество отраслей.
И это исследование еще не учитывает сегмент рынка дронов, используемых военными и полицейскими. По оценке аналитической компании Intense Research, рынок «боевых» дронов к 2021 году вырастет до $21 млрд с $3 млрд в 2014-м. Основными бенефициарами этого бума станут подрядчики Пентагона, в зарубежных военных операциях вверяющего все больше полномочий беспилотникам, например концерн Lockheed Martin.

3D-промышленность

В 2012 году журнал The Economist опубликовал статью с программным названием «Третья индустриальная революция». В ней 3D-печать была поставлена в один ряд с такими прорывными изобретениями, как паровой двигатель (первая индустриальная революция) и конвейерное производство (вторая индустриальная революция). А уже в 2015 году на Всемирном экономическом форуме децентрализованное производство (distributed manufacturing) было названо одним из самых важных технологических трендов времени.

«При традиционной системе исходные материалы привозятся и собираются вместе на больших заводах, из них получаются одинаковые товары, которые потом продают потребителю. При децентрализованном производстве сырье и шаблоны для производства находятся в разных местах, и конечный продукт выпускается очень близко до конечного пользователя», — написал специально для сайта форума вице-президент IBM Бернард Мейерсон. В качестве примера новой экономики он приводит американскую мебельную компанию AtFAB, которая продает цифровые версии инструкций по изготовлению дизайнерской мебели. Каждый может загрузить их, а потом напечатать с помощью 3D-принтера.

Фундамент для кардинальных изменений готовился десятилетиями. Нынешние лидеры рынка 3D-принтеров были основаны еще в 1980-х. В 1986 году изобретатель лазерной стереолитографии Чак Халл основал компанию 3D Systems. В 1989 году автор метода послойного наплавления Скотт Крамп зарегистрировал фирму Stratasys. В том же году в Германии появилась компания EOS, которая впоследствии предложила миру технологию direct metal laser sintering — «прямое спекание металла лазером». 1990-е и 2000-е ушли на эксперименты с технологиями, удешевление стоимости установок. Постепенно вошел в употребление специальный термин additive manufacturing (AM; «послойное производство»). Его принято использовать для того, чтобы отличить промышленное использование 3D-печати от учебного или развлекательного.

Революционный прорыв произошел в первой половине 2010-х. Если в 2010 выручка Stratasys составила $118 млн, то в 2015-м — уже почти $700 млн, идущие на втором месте 3D Systems закончили 2010 год с показателем $159,9 млн, а 2015-й — с $666 млн. «Изначально 3D-печать воспринималась как один из способов создания прототипа... Однако технология вышла за пределы прототипирования. Оказалось, что с ее помощью можно делать конечные товары», — объясняют успех в Boston Consulting Group.

По оценке американской Wohlers Associates, к 2011 году аддитивные технологии стали основными для нескольких отраслей промышленности, в частности для производителей слуховых аппаратов. Активно стали использовать AM поставщики зубных протезов, коронок и другой стоматологической продукции.

Спустя пять лет, в конце 2015-го, 3D-технологии внедрены на 71% промышленных предприятий в США, отмечают в PricewaterhouseCoopers. Из них лишь 17,4% пока не определили своего отношения к 3D-печати (experimenting to determine). При этом еще в 2014-м доля колеблющихся была существенно больше — 28,9%.

Среди крупных компаний, которые уже активно используют аддитивные технологии, можно встретить General Electric (реактивные двигатели, медицинские приборы, детали бытовой техники), Lockheed Martin, Airbus и Boeing (элементы конструкции самолета), Aurora Flight Sciences (беспилотные летательные аппараты), Siemens (запчасти для газовых турбин). Еще в 2014 году лишь 0,9% американских производителей использовали 3D-принтеры для выпуска конечной продукции. В 2015-м таких уже было 6,6%, отмечают в PwC. Одновременно увеличилось и число тех, кому технология нужна как для прототипов, так и для товаров, поставляемых на рынок, — с 9,6 до 13,2%.

Важным признаком прихода аддитивных технологий в реальное производство является рост спроса на оборудование по 3D-печати из металла. Аналитики INDTechEx называют это направление самым быстрорастущим и прогнозируют, что к 2025 году емкость рынка достигнет значения $3,9 млрд. В 2014 году совокупный рост продаж составил 48%, но сейчас он замедлился. Во втором квартале 2016 года продажи 3D-принтеров, работающих с металлом, выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, указывает британская Context. В количественном выражении на долю этого сегмента пришлось 9% всех продаж на рынке промышленных 3D-принтеров, в денежном — 35%.

В период с 2016 по 2022 год рынок аддитивных технологий будет расти на 29,2% в год, полагают в Markets & Markets. Революционная поступь 3D-печати может привести к глобальному экономическому слому — возвращению мировых промышленных гигантов на родину из Китая и других стран, где в предыдущие годы было выгоднее размещать реальное производство.

Искусственный интеллект

Перспективы искусственного интеллекта (ИИ) еще никогда не обсуждали так живо, как в 2016-м. ИИ от Google теперь выдает ответы на поисковые запросы: через алгоритмы сжатия текста он определяет релевантную информацию на конкретной странице и показывает ее пользователю. Нейронная машина перевода от компании, которую программисты учили переводить с английского на японский и обратно и с английского на корейский и обратно, в итоге научилась переводить с японского на корейский и обратно, выработав собственный внутренний язык interlingua, не доступный человеку.

Также алгоритмы ИИ Google, разработанные при поддержке исследователей из Оксфордского университета, на 35% лучше профессионала-лингвиста умеют читать по губам: «скормив» ИИ 5 тыс. часов видео, авторы эксперимента позднее выбрали 200 случайных фрагментов, на которых человек смог «прочитать» 12% слов, а «машина» — 47%. Наконец, поисковый гигант запустил эксперимент для простых пользователей — игру Quick, Draw! За 20 секунд человек должен нарисовать на экране заданный предмет, а ИИ, опираясь на накопленную базу данных, должен угадать, что изображает его «живой» оппонент.

Не менее увлекательными были эксперименты Microsoft: в мае корпорация запустила в Twitter самообучающегося за счет алгоритмов ИИ бота по имени Мэй, который немедленно научился у пользователей-троллей «дурному» и спустя сутки общения с аудиторией начал признаваться в симпатиях к Адольфу Гитлеру и отпускать сексистские замечания. А алгоритм распознавания текста Deep Text от Facebook в экспериментальном формате пробует угадывать пожелания аудитории, опираясь на контент, размещаемый в соцсети. Например, ИИ через мессенджер предложит пользователю вызвать такси, если тот «текстом» сообщит о намерении выдвинуться в определенное место.

Технологии ИИ, по выражению аналитика консалтинговой компании Frost & Sullivan Марка Коха, стремительно «демократизируются». Научная фантастика превращается в бизнес: по прогнозу банка Bank of America Merrill Lynch, к 2020 году рынок услуг, опирающихся на разработки ИИ, вырастет до $153 млрд, из этой суммы $83 млрд придется на решения для робототехники, включая дроны и беспилотные автомобили, а $70 млрд — на сегмент аналитики больших данных.

Ключевой подраздел ИИ, драйвер роста формирующегося рынка, — машинное обучение. Алгоритмы искусственных нейронных сетей, которые «осмысляют» данные по принципу работы человеческого мозга, все чаще ложатся в основу продуктов, ориентированных на конечного пользователя. Например, нейросети пропускают через себя сотни тысяч или миллионы изображений, чтобы уметь точно угадывать внешность конкретного человека или обрабатывать фотографии в стиле конкретного художника. В феврале российский стартап N-Tech.Lab выпустил первое в мире мобильное приложение для знакомств FindFace, которое с точностью выше 70% по фото определяет человека, если у того есть аккаунт в соцсети «ВКонтакте». А летом российский рынок захватило приложение для обработки фотографий Prisma, также опирающееся на алгоритм нейросетей (на сегодня, по данным TechCrunch, у сервиса 70 млн скачиваний).

Чуть ранее первый продукт — платформу OpenAI Gym — представила некоммерческая компания основателя Tesla Илона Маска и президента Y Combinator Сэма Альтмана OpenAI. Бизнесмены пообещали вложить не менее $1 млрд в развитие открытого, доступного и дружественного ИИ без риска изобретения враждебного человечеству конкурента. Gym — софт для разработки алгоритмов «обучения с подкреплением», при котором объект обучения развивается, самостоятельно взаимодействуя с внешней средой. Системы, построенные на платформе от OpenAI, могут, например, обучаться настольным и видеоиграм или управлению роботами.

Новый рынок требует новых навыков от специалистов: разработчики ИИ в отличие от традиционных программистов не просто пишут код, а управляют программами, которые самостоятельно обрабатывают данные, снимая часть работы с человека. «Кадровый» вопрос угрожает не только программистам: технологии ИИ уничтожат множество профессий, от заводских рабочих до брокеров Уолл-стрит: в перспективе двух десятилетий Bank of England прогнозирует замену робототехникой и софтом 48% всех рабочих мест, а аналитики ArkInvest предсказывают потерю 76 млн рабочих мест только в США (для сравнения, это почти в 10 раз больше, чем было создано за период президентства Барака Обамы).

Пока разработчики, несмотря на успехи в развитии алгоритмов машинного обучения, могут похвастать прогрессом лишь в том, что определяется исследователями как «узкий» (Narrow) ИИ, отмечалось в октябрьском исследовании Национального совета по науке и технологиям США (NSTC). Машинное обучение позволяет технологии самой распознавать речь или изображение, играть в стратегии, вести машину по трассе, планировать путешествия, рекомендовать рекламу и решать другие прикладные задачи. «Общий» (General) ИИ в противовес «узкому» остается технологией будущего. Это будет имитация «развитого», комплексного человеческого мышления, констатируют эксперты NSTC.

Дополненная реальность

Говорить о дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) люди начали давно: первые разработки появились еще в 1960-х годах в США. Так, ученый Мортон Хейлиг в 1962 году запатентовал систему Sensorama — внешне напоминающую игровой автомат машину, которая показывала 3D-изображение. А один из первых шлемов виртуальной реальности создал американский разработчик Айвен Сазерленд в 1968 году. Но эти проекты были скорее научными экспериментами.

Первый бум виртуальной реальности случился в 1990-х годах с массовым выпуском 3D-видеоигр и фильмов, пишут аналитики Goldman Sachs. Тогда VR-революция не произошла из-за недостаточно развитых технологий. Начало нового бума, считают в Goldman Sachs, ознаменовала покупка соцсетью Facebook в 2014 году за $2 млрд стартапа Oculus, разработавшего шлем виртуальной реальности.

В отличие от 1990-х годов компьютеры теперь способны изображать виртуальный мир реалистично, а дисплеи и сенсоры стали лучше и дешевле, хотя рынок VR и AR только начинает формироваться. Согласно прогнозу аналитической компании IDC, через пять лет он вырастет в 30 раз — с $5,2 млрд в 2016 году до более чем $162 млрд в 2020-м.

В первую очередь развитию технологий дополненной реальности способствует массовое распространение смартфонов и мобильного интернета. Типичный пример — успех игры Pokémon Go, которая через несколько часов после выхода в июле 2016 года возглавила рейтинги приложений в iOS и Android и за неделю подняла капитализацию компании-владельца Nintendo на 70%. Причем всего четыре года назад тот же разработчик, компания Niantic, уже выпускала игру с дополненной реальностью — Ingress, но выручка от нее за три года, по подсчетам SuperData и SensorTower, оказалась меньше, чем доходы от Pokémon Go за сутки ($1,1 млн против $1,4 млн).

Распространение производительных смартфонов стимулирует появление недорогих шлемов виртуальной реальности, объяснял аналитик IDC Крис Чьют, чьи слова приводились в сообщении компании в августе 2016 года. Такое дешевое устройство выпустила, например, корпорация Google в 2014 году. Шлем виртуальной реальности от Google — это небольшая картонная коробка с двумя линзами стоимостью от $7 до $15, на которую крепится смартфон. Линзы позволяют пользователю видеть объемное изображение, запуская на устройстве соответствующие приложения, например игры.

Более продвинутые шлемы виртуальной реальности выпустили многие крупные производители электроники: Microsoft, Samsung, HTC, Samsung, LG, Sony. По итогам 2016 года лидером по продажам VR-шлемов, согласно прогнозу SuperData, будет Samsung: компания поставит 3,5 млн устройств Samsung Gear VR. Еще 2,6 млн шлемов PlayStation VR продаст Sony, 0,7 млн — Oculus Rift и 0,4 — HTC Vive. Цены на устройства снижаются, шлемы становятся более доступными для потребителей. Goldman Sachs проводит аналогию с тем, как дешевели гаджеты в прошлом: например, стоимость ноутбука за 20 лет, с 1994 по 2014 год, снижалась в среднем на 6,5% в год, цена смартфона в течение десяти лет опускалась в среднем на 5% ежегодно.

За первые два месяца 2016 года инвестиции в технологии VR и AR превысили годовую отметку $1 млрд, выяснили аналитики DigiCapital (для сравнения: за весь 2015 год суммарные вложения на рынке составили $700 млн). Львиная доля этой суммы пришлась на одну инвестицию: в феврале один из самых секретных стартапов, Magic Leap, привлек почти $800 млн от группы инвесторов, среди которых — Alibaba, Google, Warner Bros, J.P. Morgan и Morgan Stanley. О Magic Leap известно немного: как писал журнал Wired, компания работает над очками так называемой смешанной реальности (MR), которые показывают пользователю виртуальные объекты, но остаются прозрачными, так что он видит и окружающий мир. После последнего раунда инвестиций оценка компании, которая еще даже не представила свой продукт, составила $4,5 млрд, что в три раза больше всех привлеченных ею средств. К 2020 году, по подсчетам Markets and Markets, глобальный рынок MR составит $453 млн со среднегодовым ростом 75% в течение пяти лет.

Носимые устройства — только часть зарождающего рынка. К 2025 году 56% доходов рынка дополненной и виртуальной реальности будут приносить продажи оборудования, а 44% придется на софт, считают аналитики Goldman Sachs (по базовому сценарию их прогноза, в целом рынок составит $80 млрд). И то, как люди будут применять новые гаджеты, зависит от того, какие приложения создадут для них разработчики, считают в IDC.

Если всего 25 лет назад управлению компьютером надо было учиться, сейчас пользователи смартфонов и планшетов просто берут их в руки и начинают работать. Технологии виртуальной и дополненной реальности снова изменят способ нашего взаимодействия с компьютером и сделают его еще более интуитивным, пишут эксперты Goldman Sachs. Чтобы давать команды, мы будем использовать жесты и графику, а изображение не будет ограничено размером дисплея.

Новая медицина

В начале июня 2016 года журнал Forbes «обнулил» состояние самой молодой женщины в списке миллиардеров — основательницы биотехнологического стартапа THERANOS Элизабет Холмс. Компания, которую инвесторы оценивали в $9 млрд, ранее была уличена в мошенничестве: якобы инновационная технология анализа крови от Theranos оказалась неэффективной в сравнении с традиционными методами анализа. Ущерб был нанесен по репутации не только отдельного стартапа, но и всего рынка, надувающего пузыри вокруг революционных (на словах!) идей, не доказавших состоятельность на деле.

Компании, которые разрабатывают инновационные технологические решения для медицины, могут извлечь для себя урок из провала Theranos. «Бизнес не должен достигать таких масштабов без должного уровня раскрытия и верификации результатов диагностики», — говорил в интервью Wired профессор Университета Мичигана Муниш Тевари. Стратегия «сделать шаг назад, чтобы затем сделать два вперед» иногда срабатывает. Например, компания бывшей жены Сергея Брина Анн Войжитски 23andMe, которой Управление по надзору за качеством продуктов и медикаментов США (FDA) в 2013 году запретило проводить генетические тесты для физлиц, изменила бизнес-модель, переключившись на клинические исследования накопленных результатов. В итоге в 2015-м стартап привлек новые инвестиции в размере $115 млн, вышел на операционную рентабельность и убедил FDA в эффективности как минимум одного теста для конечных потребителей (по выявлению генетической предрасположенности к синдрому Блума), которому был снова дан зеленый свет.

Рынок постоянно находится в поиске прорывных проектов. В мае 2016-го в Нью-Йорке начался эксперимент с участием 21 больницы: доктора при приеме пациентов по результатам опроса заполняют форму в программе диагностирования, основанной на анализе больших массивов данных. По итогам «машина» оценивает вероятность того или иного заболевания. Список диагнозов от искусственного интеллекта пока невелик, но с высокой долей вероятности определить риск пневмонии он уже умеет. По расчетам разработчиков программы, их решение поможет экономить на анализах и лекарствах, например до 25% на употреблении антибиотиков.

Google обучает свои алгоритмы диагностике диабета, которым болеют более 420 млн людей во всему миру: нейросеть распознает признаки заболевания по фотографии сетчатки глазного дна, сравнивая изображение с базой из почти 130 тыс. фото. Первые клинические результаты тестов по эффективности не уступали обследованиям высококлассных офтальмологов, поучаствовавших в проекте. Роль исследований с помощью машинного обучения неизбежно будет расти: по расчетам аналитика Питера Хинссена, только в 2011 годe совокупный объем данных, накопленных в здравоохранении, составил 150 экзабайт и с тех пор растет на 1,2-2,4 экзабайта в год (1 экзабайт — объем данных, которые поместятся на 250 млн DVD-дисков).

Перспективные разработки исследователям позволяет вести и робототехника. Например, в июне FDA одобрила проведение диагностики новым медицинским роботом ARES от засекреченного стартапа Auris Surgical, созданного Фредериком Моллом, основателем компании-производителя самого известного на рынке робота-хирурга da Vinci — Intuitive Surgical (более 3 тыс. da Vinci — каждый стоимостью около $2 млн — с 2012 года провели по всему миру более 200 тыс. операций под управлением хирургов-операторов). ARES, по данным источников IEEE Spectrum, в перспективе будет проводить операции без помощи человека на горле, легких и желудке. Auris в 2015 году привлек $150 млн от ведущих венчурных инвесторов Кремниевой долины, включая Питера Тиля.

Еще один пример медицинского робота — Hero от одноименного стартапа из Техаса. Похожий на кофе-машину аппарат помогает пациентам четко соблюдать график приема лекарств: в программу Hero заносятся данные о периодичности и длине срока приема, а также загружаются контейнеры с таблетками или пилюлями. Остальное Hero делает сам: ровно в назначенное время он «просыпается» и выдает необходимую дозу медикаментов. Миссия стартапа — снизить число ошибок при приеме лекарства: только в США, согласно статистике Национального института наркологии, от последствий неправильной дозировки или нарушения срока приема медикаментов в год страдают 4,6 млн человек. Hero вышел на рынок летом 2016 года по цене $399 за штуку, его создатели надеются, что робот будет полезен как клиникам, так и частным пользователям.

Самые перспективные и не ориентированные на коммерческий успех роботы производятся в недрах исследовательских лабораторий университетов. В ноябре 2016 года ученые Гарварда, к примеру, обнародовали в журнале Cell Systems статью, описывающую робота-курильщика. Он представляет из себя искусственный бронх с живыми человеческими клетками. Робот подкрепил научную статистику о негативном эффекте курения в виде повышения риска развития хронической болезни легких.

«Умные» дома

В 2001 году газета The New York Times писала о сенсорах, реагирующих на звук и движение, или камерах, отслеживающих состояние пожилых жильцов, как о разработках, имеющих шансы наполнить «умные» дома. Уже в середине 2000-х годов эти проекты стали реальностью: производители электроники начали предлагать рынку первые продукты. Siemens в 2006-м представила Gigaset Home Control — систему управления домом через беспроводной телефон. С ее помощью можно, например, удаленно регулировать освещение и отопление, включать и выключать плиту, получать СМС-сообщения об окончании стирки или отвечать на звонок в дверь по мобильному телефону.

Более продвинутая система, которую тогда же придумал Siemens, — Smart Home Solutions by SURPASS. Она позволяла подключать устройства к единому пункту управления через локальную сеть. Пользователь мог настроить сценарии работы системы. Например, при включенном видеопроигрывателе в комнате автоматически закрывались жалюзи, а телефонные звонки переводились на автоответчик. Внедрение технологий «умного» дома немецкий холдинг по значимости сравнивал с массовым распространением холодильников, электроплит и телевидения в 1950-х годах, но все же называл его делом будущего.

Но десять лет назад для повсеместного внедрения новых технологий «умного» дома интернет был слишком слабо развит: низкая скорость соединения не позволяла оснастить дом устройствами, общающимися между собой. Теперь технологии «умного» дома связывают с развитием интернета вещей (Internet of Things; IoT), соединяющего устройства друг с другом и позволяющего им обмениваться данными. Число потребительских «вещей», подключенных к интернету, за 2016 год должно увеличиться на треть, до 4 млрд, а к 2020 году достигнет 13,5 млрд, говорится в прогнозе консалтинговой компании Gartner.
Развитие интернета вещей в конечном итоге может привести к тому, что практически все устройства так или иначе будут подключены к Сети, говорится в исследовании Deloitte. В пример эксперты приводят телевизоры: еще три года назад устройства с выходом в Сеть встречались редко, теперь же сложно представить телевизор без возможности подключения к интернету (Smart TV). Во многом этому способствовало развитие стриминговых сервисов, таких как Netflix.

Многие крупные IT-компании начали заниматься разработками для «дома-помощника». Apple в 2014 году представила систему HomeKit для производителей устройств, которая позволяет управлять техникой через гаджеты на операционной системе iOS. HomeKit поддерживают некоторые виды ламп Philips, «умные» дверные замки August и Schlage, термостаты Honeywell и Hunter, беспроводные сенсоры Eglato Eve.

Google занялся технологиями «умного» дома с покупки производителя подключаемых к Сети термостатов Nest в 2014 году за $3,2 млрд. А спустя несколько месяцев уже Nest приобрела компанию Dropcam, выпускающую камеры видеонаблюдения для дома, которые транслируют съемку на смартфон или ноутбук через Wi-Fi. На базе технологий Nest корпорация создала платформу для разработчиков и предложила производителям любых устройств встраивать систему в их продукты, чтобы пользователи могли подключать к своей системе управления «умным» домом.

Amazon создала систему голосового управления домашней техникой Alexa и представила ее тоже в 2014 году. По задумке разработчиков, специально созданное для распознавания голоса устройство Echo, внешне напоминающее роутер, должно выполнять команды пользователя — например, зажечь свет, включить стиральную машину, вызвать такси или найти информацию в интернете. Сейчас Echo стоит $179 и может включать музыку, вслух читать аудиокниги и новости, управлять освещением и термостатами, если соответствующие устройства совместимы с системой Alexa.

По данным CB Insights, 2014 год стал рекордным по объему мировых инвестиций в технологии «умных» домов: они составили $585 млн. В августе исследовательская компания посчитала стартапы, занимающиеся технологиями для «умных» домов и получившие инвестиции: в список вошло 67 компаний, большинство из которых так или иначе занимаются защитными системами. Среди них, например, производитель «умных» звонков Ring, в которую инвестировал и Дмитрий Гришин. Идея устройства стоимостью $200-250 проста: оно сообщает хозяину дома о звонке в дверь через приложение для смартфона, пользователь может увидеть гостя при помощи видеокамеры, открыть ему дверь или посмотреть, кто к нему приходил за определенный период.

Согласно подсчетам Markets & Markets, рынок технологий и устройств для «умного» дома вырастет до $122 млрд к 2022 году с $47 млрд в 2015-м. Тем не менее, пока рынок фрагментирован, не решена проблема защиты данных и конфиденциальности, отмечает GfK. Кроме того, стоимость решений до сих пор высока, что, согласно опросу GfK, является главным препятствием для потенциальных потребителей.


Это может показаться невероятным, но все те вещи, открытия и технологии будущего, о которых пойдёт речь в этом обзоре, уже на самом деле существует. Единственное, что сдерживает массовость их применения - это стоимость. Остаётся только надеяться, что всё изменится уже достаточно скоро. И тогда наш мир станет совсем другим.

1. Выращивание органов

Это уже было сделано, хотя технология находится в стадии совершенствования. Если объяснить в двух словах, то используются стволовые клетки.

2. Выращивание мяса

Во многих частях мира царит голод, поэтому нельзя преуменьшать возможность вырастить мясо в лаборатории. На данный момент ученые уже могут сделать это, но, к сожалению, это пока слишком дорогой процесс для массового производства.

3. Сбор льда

Речь идет о поясе астероидов. На Земле есть ограниченное количество пресной воды, но в Солнечной системе ее полным полно. В данный момент подобная возможность разрабатывается NASA.

4. Термоядерная реакция

В отличие от реакции деления атомов, реакция слияния намного чище и гораздо более мощная. Именно таким способом звезды вырабатывают энергию. Когда человечество, наконец, может использовать термоядерный синтез, нефть больше не будет нужна.

5. Сверхинтеллект

С одной стороны, это довольно страшно, особенно если вспомнить про SkyNet. Но машины уже на самом деле начинают учиться (т. е. самостоятельно перепрограммировать себя). Можно только догадываться, к чему это приведет.

6. Люди «под заказ»

С помощью технологий редактирования генов, таких как CRISPR, это уже давно возможно. В некоторых странах (скорее всего, это будет Китай, из-за отсутствия общественной негативной реакции против генной модификации) скоро начнут рождаться «генно модифицированные» люди.

7. Ядерный двигатель

В основном, эта идея заключается в использовании ядерных взрывов для приведения в движение космического корабля. В данный момент ведется поиск материалов для камеры сгорания.

8. Плавающие в воздухе города

Они будут возможны... на Венере. Хотя поверхность этой планеты крайне негостеприимна, на высоте около 50 км все становится не так плохо - здесь давление, температура и сила тяжести почти совпадают с земными прекрасно. На самом деле, во многих отношениях Венера - гораздо лучшее место для колонизации, чем Марс.

9. Квантовые вычисления

Проще говоря, компьютеры будут просто невообразимо мощными. Причина этого заключается в том, что квантовые вычисления позволят использовать алгоритмы, которые потенциально могут решать задачи быстрее. Частицы на квантовом уровне не следуют правилам физики, которые все считают само собой разумеющимися, поскольку они могут обитать в более чем одном состоянии одновременно. Грубо говоря, они смогут выполнять несколько операций вычислений одновременно.

10. Реальные протезы

Речь идет о протезах, которые не только получают сигналы от мозга (для движения). Они смогут также отправлять сигналы обратно (например, о прикосновении, температуре и давлении).

11. Искусственный мозг

Эта разработка продолжает проект суперинтеллекта и заключается в копировании человеческого мозга. В некотором смысле, она подразумевает «загрузку» сознания в компьютер. Конечно, это вызывает многочисленные этические вопросы, но ученые сейчас создают подобную технологию.

12. Мониторы для здоровья

Эта технология на самом деле уже используется в некоторых конкретных случаях, но это в основном она сейчас подразумевает наличие компьютера, который постоянно контролирует здоровье человека и отправляет на смартфон информацию о состоянии. Потенциально при развитии технологии носимый на руке браслет сможет сам ставить диагноз и решать проблемы со здоровьем.

13. Солнечные дороги

Подобные дороги уже проходят испытания в Израиле и Франции. Они заряжают гибридные авто и электромобили, которые проезжают по ним. Если технология получит развитие, отпадет необходимость в заправочных станциях.

14. Беспилотные авто

Ни для кого не является секретом, что они уже существуют. Речь в данном случае идет о полном переходе к подобным автомобилям. Это позволит резко сократить дорожно-транспортные происшествия.

15. Долговечные батареи

Несмотря на все достижения, технология батарей явно отстает на целый век. Пока ведутся только экспериментальные единичные разработки батарей, которые будут служить дольше.

Дополненная реальность

Контактные линзы в ближайшее время могут предложить больше, чем просто коррекцию зрения. Они могут быть в состоянии предоставить примерно все то, что и Google Glass.

Наибольшие изменения, конечно же, связаны с развитием интернета, мобильных технологий и беспроводной связи, которые кардинально изменили включенность значительной части населения Земли в единое информационное пространство. Однако и в других сферах произошел впечатляющий прогресс.

Доступ в интернет

Это может показаться дикостью, но в 2005 году, по данным J"son & Partners, 95% пользователей интернета в России выходили в сеть дома через dial-up, то есть через модем, который дозванивался на телефонную станцию и с характерным шипением устанавливал медленное и нестабильное соединение.

Дорогостоящий широкополосный доступ на скорости 10-100 Мбит/с был доступен лишь небольшой части пользователей через домовые локальные сети, DSL и на работе.

В 2015 году в России практически к любому более-менее крупному населенному пункту подведены оптико-волоконные линии связи, предоставляющие доступ в интернет на скорости 1 Гбит/с.

Dial-up модем в 2005 году был средством выхода в интернет для многих россиян

В мобильной связи в области пакетной передачи данных, то есть для выхода в интернет, в 2005 году господствовал стандарт GPRS, который в лучшем случае обеспечивал скорость соединения 80-100 Кбит/с, и начал появляться EDGE со скоростью передачи данных до 474 Кбит/с.

Лицензии на коммерческую эксплуатацию 3G со скоростями передачи данных свыше 1 Мбит/с «большая тройка» получила только в 2009 году, и то с ограничениями по частотному спектру со стороны военных.

В 2015 году во многих регионах России уже доступна связь стандарта 4G, то есть свыше 100 Мбит/с для движущихся объектов и до 1 Гбит/с — для стационарных, а в мире запускаются «пилотные» проекты 5G-сетей со скоростью до 10 Гбит/с, предназначенных не только для «обычного» интернет-доступа, но и для интернета вещей, носимых гаджетов, «умных» автомобилей и виртуальной реальности.

Сотовые телефоны

В 2005 году Nokia и Motorola были самыми распространенными брендами сотовых телефонов. Экраны с разрешение 320х240 или 320х480 и никаких тач-интерфейсов — навигация по меню телефона осуществлялась джойстиком.

Само собой, с такого устройства пользователям был доступен только просмотр почты и WAP-версий сайтов, о полноценном серфинге в интернете и социальных сетях речи не шло.

Сотовые телефоны образца 2005 года

Сейчас нам доступны мощные смартфоны с разрешением экрана 4K и полноценный доступ в интернет. По данным Mail.Ru, от 25 до 35% аудитории «ВКонтакте», «Одноклассников», «Моего мира» и почты пользуются ими исключительно с мобильных устройств.

Но надо отдать должное производителям мобильников десятилетней давности. Практически каждый девайс, появлявшийся на рынке, имел уникальный (а подчас и совершенно удивительный) дизайн. Сегодня же основные подвижки в дизайне устройств крутятся вокруг острых или закругленных углов, а также расположения боковых клавиш.

Планшеты

Попытки обеспечить бизнес-пользователей мобильными устройствами, которые не весили бы по несколько килограммов и позволяли бы удобно работать даже на ходу, то есть планшетными компьютерами, делались еще в прошлом веке (пионером в этой области была Palm), но до iPad все продукты были исключительно «для гиков».

Билл Гейтс: «Планшеты — это круто!»

В 2005 году Intel совместно с Microsoft работали над платформой UMPC, а еще раньше, в 2002 году, Microsoft представила планшетную версию Windows XP.

Устройства, выпускаемые разными производителями на ее основе, позволяли полноценно пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи стилуса.

Спустя более чем десятилетие... почти ничего не изменилось: iPad Pro позволяет пользоваться офисным пакетом Microsoft и осуществлять ввод при помощи Apple Pen. Однако тач-технологии, несомненно, сделали использование планшетов более естественным для человека. Для старшего поколения именно планшеты открыли интернет.

Веб-сервисы

В 2005 году, когда Facebook еще называлась theFacebook и была проектом двух студентов Гарвардского университета для аудитории своего вуза, веб-сервисы выполняли весьма узкий набор функций.

Почта была просто почтой, поисковик — просто поисковиком, мессенджер — мессенджером, а YouTube только разместил свой первый 18-секундный ролик любительской съемки из зоопарка Сан-Диего.

В это время наибольшей популярностью пользовались сервисы мгновенных сообщений ICQ (в мире) и AIM (в США). К 2005 году количество пользователей ICQ превышало 100 млн, а AIM к 2005 году достиг показателей в 500 млн аудитории и 3 млрд сообщений в день.

В 2015 году Google, Facebook, Apple, Microsoft и другие крупные интернет-компании стараются построить на базе своих веб-сервисов всеобъемлющие информационные системы с помощью искусственного интеллекта.

Они собирают информацию о пользователе и его поведении, общаются с ним на «естественном» языке при помощи голосовых персональных помощников, сообщают ему последние новости, рекомендуют покупки и т.д.

Мессенджеры в связи с этим пережили ренессанс и получили важное место в системе, благодаря стремительному росту «только мобильной» аудитории, а также предрешили судьбу SMS, которые постепенно уходят из нашей жизни.

Хранение и передача информации

В 2005 году лидером в хранении и передаче больших объемов информации (из рук в руки) были перезаписываемые оптические диски.

Если получить контент (фильмы, музыку, дистрибутивы игр и программ) можно было за ночь скачивания по торрентам, то хранить, переносить и обмениваться им удобнее всего было при помощи старых добрых «болванок».

DVD-болванки были неотъемлемым атрибутом интернетчика

В 2015 году теряют актуальность не только «болванки», но терабайтные внешние жесткие диски — хранение и работа с данными для пользователей и бизнеса все больше и больше уходит в облака. Распространение музыки и видео уходит в легальный сегмент через стриминговые сервисы, которые ищут приемлемые способы монетизации и обеспечения качества услуг. Игры и программное обеспечение распространяются через онлайн-магазины контента.

Технологии движутся в направлении того, что скоро потеряет актуальность скачивание и установка приложений — все будет происходить в облаке, а пользователь будет видеть на экране лишь результат.

Телевидение

В 2005 году телевидение чувствовало себя отлично и активно внедряло цифровые форматы вещания. В магазинах появились плазменные и LCD плоские телевизоры с диагональю 37 дюймов.

Сегодня телевизор — это скорее видеопанель с разрешением 4K и поддержкой стереоизображения, а вещательное телевидение уступает место Smart-TV уже и в России. К телевизору подключены интернет и стриминговые сервисы, а устройства вроде Apple TV и Google Chromecast позволяют запускать мобильные игры на большом экране.

Если в 2006 году Nintendo Wii стала одной из самых успешных игровых консолей за всю историю японской компании, то сегодня Nintendo уходит с этого рынка и вкладывается в разработку мобильных игр.

Высокотехнологичные компании

В 2004 году Google вышел на IPO (выпустил свои акции на биржу) исключительно как поисковик. Даже карты Google Maps появились позднее. К 2015 году IPO интернет-компаний — это каждый раз большое событие для рынка.

Некоторые IPO, такие как выход Alibaba на Нью-Йоркскую фондовую биржу, ставят исторические рекорды.

Сейчас основной интернет-бизнес высокотехнологичных компаний рассматривается в комплексе с их инновационной деятельностью в области робототехники, чистой энергии, умных автомобилей, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и космоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: